Что такое процесс (продолжение)
Другой возможный подход к управлению состоит в том, что в качестве объекта управления принимаются процессы организации. Они существуют de facto, это объективные элементы любой деятельности, даже не связанной с бизнесом. Процессы – как закон тяготения Ньютона: можно знать его или не знать, но, споткнувшись, обязательно упадешь. Точно так же мы живем и действуем в «поле тяготения» процессов и закономерностей их устройства и управления. И пренебрегая знаниями о них, мы совершаем ненужные ошибки и с гораздо большими усилиями и затратами достигаем желаемых параметров эффективности бизнеса.
Подтверждением значимости процессного управления для мирового бизнеса служит включение в стандарты Международной организации по стандартизации (ISO), посвященные менеджменту качества, принципа процессного подхода. Этот принцип постулирует, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Впрочем, сейчас вопрос «управлять или не управлять бизнес-процессами» уже не столь актуален, так как все понимают, что управление процессами – критически важный аспект любого бизнеса. Гораздо важнее вопрос «как наиболее эффективно управлять бизнес-процессами, и какие технологии при этом использовать».
По результатам опроса российских компаний, практикующих процессный подход, самые большие преимущества от управления процессами получают те компании, которые озабочены высоким качеством своих продуктов и услуг, а также сокращением издержек (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Какие преимущества получают российские компании от процессного управления (в %)
Регламентация процессов позволяет четко распределить ответственность и полномочия на всех уровнях управления, что приводит к улучшению координации деятельности подразделений и персонала, повышению эффективности коммуникаций внутри компании. Это немедленно отражается позитивным образом на уровне корпоративной культуры. Как следствие, снижается нагрузка на топ-менеджмент в операционной деятельности, что, с одной стороны, позволяет перераспределить ценные ресурсы управленцев на решение стратегических вопросов развития бизнеса, а с другой, приводит к снижению затрат на управление. Прозрачность всей цепочки создания конечного результата позволяет минимизировать функции контроля и согласования, не создающие прямой ценности для потребителя.
Таким образом, компания становится более клиенто-ориентированной за счет максимальной ориентации процесса на нужды и ожидания клиентов. Кроме того, взгляд на деятельность организации через бизнес-процессы служит эффективным средством для устранения противоречий во внутренних регламентных документах и существенным образом снижает время и затраты на обучение и введение в строй новых сотрудников. Наконец, прозрачность организации положительным образом влияет на инвестиционную привлекательность компании.
Процессный подход дает возможность снизить издержки и повысить рентабельность за счет оптимизации всей цепочки выполняемых функций в рамках процессов, сокращения их длительности и стоимости, устранения дублирования, оптимизации использования ресурсов в различных процессах и минимизации операционных рисков. Об этом пойдет речь в главах 5-7.
Важнейшую роль процессный подход играет и при внедрении ИТ-решений. Если ИТ-системы ориентированы на бизнес-процессы, а не на автоматизацию отдельных функций, эффективность их использования повышается в разы. Но существует и обратная связь: процессное управление было бы практически невозможным без современных информационных технологий. Решения, предлагаемые в рамках оптимизации бизнес-процессов, как правило, связаны с интенсивным использованием ИТ. Более подробно это рассматривается в главах 7 и 8.
Содержание:
Глава 1. Императив Процессов
Глава 1. Императив Процессов (продолжение)
— Глава 1. Императив Процессов (продолжение 2)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 3)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 4)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 5)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 6)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 7)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 8)
Глава 1. Императив Процессов (продолжение 9)
Глава 1. Императив Процессов (заключение)